Экономическое содержание ревизионистского гуманизмаРаздел: Теория дефолтов | 14-10-2024 |
Характерным примером противопоставления процессов роста материального благосостояния всестороннему развитию личности может служить концепция уже упоминавшегося Баро. Этот ревизионист приписывает экономической мысли в социалистических странах узкое, вульгарное понимание основного экономического закона, выраженное якобы в стремлении к максимальному производству материальных потребительских благ. По мысли Баро, в рамках "протосоциализма" относительный простор получает лишь "компенсаторное потребление", воспроизводство рабочей силы на прежнем качественном уровне. Проблема же высших "эмансипаторных потребностей" согласно его оценке не решается и часто даже не ставится.
Буржуазный антикоммунизм, как известно, всячески акцентирует внимание на нашей борьбе с потребительством, чтобы вывести отсюда "враждебность" социализма народному благосостоянию. Баро, напротив, замалчивает эту борьбу. Средства, как видим, разные. Но цель одна: извратить социалистический образ жизни, характер сочетания общественных и личных интересов.
Вопреки представлениям Баро современная марксистская политическая экономия исходит из ленинского понимания фундаментальной цели социализма: развитие социалистического производства "не только для удовлетворения нужд членов, а для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества". Это тем более важно, что идеалам потребительства, вещизма, как правило, сопутствуют различные формы социального паразитизма (рвачество, тунеядство), общее пренебрежение общественными интересами. Но социалистическое общество вовсе не мирится с рецидивами мещанства, активно противодействует гипертрофированному насыщению низших или следующих сразу за ними потребностей. Подобная направленность формируется всеми средствами идеологического воздействия, в том числе экономической наукой.